Семейный бюджет. Книга доходов и расходов

Я давно интересуюсь вопросами ведения бюджета. Сначала индивидуального, теперь – семейного. За последний год я перепробовала разные программы, начиная от приложений на телефон и заканчивая программами для компьютера, и осталась недовольна, поскольку все они были недостаточно подробными. Окей, статьи расходов позволяют проследить, сколько семья ежемесячно тратит на еду, а сколько – на бытовые нужды. Но этот анализ говорит только о том, в какой сфере брешь, но совершенно не сообщает, в чем она конкретно заключается.

Идею своей книги доходов и расходов  я подсмотрела в «Кризисном менеджере» – сами тетради, которые ведут герои, в передаче не показывают, но суть, в целом, ясна. Ведущий Никита Непряхин уделяет особое внимание не только статьям расходов, но и внимательно анализирует каждую из них, выявляя лишнюю банку варенья на полке холодильника, бутылек духов в шкафу и переизбыток пар обуви на полочке в прихожей.

Для того чтобы книга доходов и расходов адекватно функционировала, необходимо сохранять чеки. Ничего сложного, я всегда на автомате складываю чеки в кошелек и расплачиваюсь картой. Даже если чек будет потерян – информация о транзакции будет зафиксирована у меня в телефоне.

Моя книга доходов и расходов – это большой документ в ворде. Каждый месяц я отделяю от другого заголовком. Следует учесть, что месяц календарный и финансовый отличаются друг от друга. Мой финансовый месяц длится с 15 по 15 число – именно в этих числах приходит основная зарплата. Как только средства приходят на счет, я распределяю их по ежемесячным платежам – коммуналка, капремонт, Интернет. Так что начало книги доходов и расходов выглядит так (не пугайтесь вылизанного оформления, его я сделала для поста, в быту я на украшательства время не трачу и другим не советую):

1д

Ниже я размещаю две важные мотивационные таблички – это «Экономия» и «Лишние траты». В табличку «Экономия» я заношу тут разницу, которую, удалось выгадать при рациональных покупках в этом месяце – сюда относятся «грамотные» покупки по акции, скидки по картам, использование подарочных сертификатов, результат продажи ненужных вещей. Поводить итоги по этой табличке очень приятно. В предыдущем месяце я абсолютно не напрягась и ни в чем не ущемляя себя или семью сэкономила 2176 рублей: вместо того, чтобы выбросить или даром отдать прочитанные книги, я продала их небольшой цене, любимый журнал купила не в киоске, а подождала пару дней, и он поступил в недорогой супермаркет рядом с домом по цене на 12 рублей ниже, а также воспользовалась сайтом «Таблетка 72», позволяющим находить в Тюмени лекарства по самым низким ценам и потратила сразу на 800 рублей меньше.

2д

Табличка «Лишние траты» хорошо помогает разобраться с финансовой мистикой вроде «Оно само купилось», «Не знаю, как это оказалось у меня в корзинке», а также с неорганизованностью: «Увлеклась и заказала лишнее за ланчем», «Проспала и поехала на работу на такси». В эту табличку летят все траты, которые считаются лишними вне зависимости от категории. Траты нужно вносить регулярно, а затем подводить итог в конце – постоянный самоанализ, а также набегающие в конце финансового месяца цифры здорово вправляют мозги. За три месяца ведения книги доходов и расходов мои лишние траты сократились с полутора тысяч до четырехсот рублей.

3д

Дальше следуют сами траты. Я выделаю большую категорию под названием «НЕеда» и фиксирую там все приобретения. Ни одежда, ни косметика, ни какой-либо другой тип товара у нас не превалирует, поэтому записываю все в кучу. Если хочется все сортировать – достаточно просто ставить перед названием товара условное обозначение «космет.», «вещи», «канц.», а в конце месяца нажать на сортировку по алфавиту и посмотреть, товаров какой категории больше.

4д

5д
С разбивкой по категориям

Таблички с промтоварами и продуктами разделены на три колонки. В первой – название покупки, во второй – название магазина, в третьей – цена. Название магазина я указываю не случайно. Моя книга доходов и расходов служит также ориентиром по ценам. Я помню стоимость тех товаров, которые беру регулярно, а вот редкие категории не запоминаю. Перед каждым походом в магазин я составляю список продуктов и нахожу в своей книге с помощью поиска, где и по какой цене я уже брала этот товар ранее. При покупке я легко могу оценить, подешевел он или подорожал и, если разница стала совсем неприличной – пойти в другой магазин из списка (мне легко рассуждать – в шаге от дома «Лента», «Магнит», «Монетка», «Тамара», «Метрополис» – капризничай не хочу).

Покупки продуктов я фиксирую по числам. В принципе, это дело факультативное, меня числа дисциплинируют – чем чаще бегаешь в магазин, тем больше тратишь. Поэтому, если я ловлю себя на том, что ежедневно заношу в книгу какую-то очередную ерунду, тот тут же себя одергиваю – или списки покупок плохо составляю или меню плохо планирую, нечего набегивать. В конце списка я подбиваю итог, который позволяет понять, сколько потрачено на продукты за определенный день. Также разбивка по датам помогает мне бегло сориентироваться, что и когда мы ели. В таблице я как правило указываю цену за кило и отмечаю размер пачки.

6д

В конце месяца я беру калькулятор и в течение пяти минут подбиваю общие расходы на продукты, считаю лишние траты и экономию, сравниваю это с полученным доходом. Итоги фиксирую под табличками, а затем делаю заголовок с новым месяцем, копирую основные верхние таблицы и двигаюсь дальше.

За те три месяца, что у меня заведена книга доходов и расходов, я смогла накопить 100 тысяч рублей, разобралась в тонкостях выбора хорошего банковского вклада, освоила кэшбек-сервисы, съездила в отпуск на 60 тысяч деревянных, начала откладывать деньги на ремонт в маминой квартире, в своей же мы купили повесили люстры, сделали порожки. Самое главное, я стала спокойнее и организованнее.

Если вы хотите что-то уточнить — задавайте свои вопросы в комментариях или на Askbook. Буду рада помочь.

Мне нравится: 15

Рубрика: Блог » Полезные советы

Тэги:  финансы

Добавить комментарий

16 Комментарии “Семейный бюджет. Книга доходов и расходов

  1. Я скажу только одно: для таких табличек специально придуман Эксель, переноси свой бюджет туда 😉 я понимаю, что ты уже привыкла в Вроде, но через пару дней, гарантирую, ты оценишь преимущества:)

    1. Табличка для учета экономии — крутая идея, возьму на вооружение.

      Присоединяюсь: в экселе гораздо удобнее, по-моему, Ворд для подсчётов — мучение.

      1. Успехов! Если у вас большой оборот средств — используйте эксель, каждый должен адаптировать схему для себя.

        1. А зачем так остро реагировать? это всего лишь комментарий, а не попытка навязать свой способ учёта.

          1. Я ниже написала причину. Я вполне живой человек, устала.

    2. Клава, ну когда ты привыкнешь спрашивать, прежде чем давать совет? Годы идут, манеры не улучшаются. Я всем пакетом офис пользуюсь на уровне уверенного пользователя и не загоняю в эксель бюджет по конкретным причинам. 1. У меня на работе МАК и Опенофис. Он отображает экселевские таблички некорректно. 2. Экселевские листы неудобно просматривать с телефона. 3. Не испытываю ни малейшего желания гробить пару часов на разработку шаблона и загоны с формулами, оборот не тот. Когда я составляю смету миллиона эдак на полтора, где надо еще кучу налогов высчитать — тогда эксель. 4. Дома у меня не работает поиск по экселю. Очевидно, кривой пакет офисных программ, но переустанавливать весь пакет ради одного файла — это неразумно.

      1. Для всех файлов и текстовых, и таблиц использую Гугл Докс. Я могу просмотреть или изменить свои документы в любом месте с любого устройства. Не знаток Мака, но почти уверена, что и он позволяет это делать. С телефона все листы просматриваются идеально и со всеми функциями (для этого и созданы приложения на андроид). Регулярно составляю сметы/бюджеты в экселе (понятно, что у меня нет миллионов) и ни разу дольше пары минут на формулы не ушло.

        Обидеть не хотела, и аж удивительно, что мой совет оказался примером таких уж плохих манер. Вроде, ничего шибко некультурного не сотворила.

        Ты ведь рассказываешь людям, как им лучше жить:) Учишь в таких постах, можно сказать. Это же уже не личный журнал, а блог с определённой претензией. А я считаю, если уж «учить», то сразу самому оптимальному варианту. А мне таким кажется — составление экселевских таблиц в Гуго Доксе.

        1. Ой, тут я точно не учу как жить, просто делюсь своим опытом, потому что меня спрашивали об этом подходе. Извини, если резко сформулировала мысли — напряженный день выдался, я не права. В лично моем случае ты пытаешься решить проблему, которой нет. Ворд не отнимает у меня лишнее время и обладает всем нужным функционалом. Я могу, конечно, вспомнить пароль от своего гугл-аккаунта, покопаться в телефоне с помощью root-прав, чтоб на него можно было устанавливать приложения (увы, моя модель снята с производства и не обслуживается как в плане железа, так и в плане софта, так что баг с установкой иначе не исправить), но в моем случае это просто не нужно. А в случае многих других проблема просто с уровнем компьютерной грамотности. Так что твой способ современнее, но не оптимальнее, если говорить о большом числе людей.
          Я предлагаю тебе простой продуктивный вариант — напиши пост, я с удовольствием о нем расскажу. Или скинь мне несколько скринов таблиц и того, как они выглядят на экране мобильного, и я опишу вариант с гуглом и опять же сошлюсь на тебя. Если говорить о полезности для людей, то это самое верное решение.

          1. Спасибо за ответ! Пост писать не буду: нет у меня для этого ни блога, ни мотивации 🙂
            А таблицы мои все для работы, для семейного бюджета там ничего интересного нет. По теме: мы живём очень неразумно, и тратим почти все свои деньги на всякое такое, что ты бы внесла в «Лишние траты».
            Если я ещё иногда начинаю стыдиться такого образа и пытаюсь «сэкономить», то муж вообще всем доволен, и не понимает: «Почему это ему нельзя кататься на такси/заказывать еду/покупать фигню, если он этого хочет» ))))

        2. Не могу ответить ниже, напишу тут. Ну разве можно стыдиться расходов? Это же ваша личная жизнь, какая там разница, какую икру вы едите, лишь бы вкусно было) Думаю, появится мотивация, и будете оптимизироваться, цель всегда хорошо помогает.

          1. да это ж внутренний критик, осуждающий извечно сам себя, стыдит. Не перед кем-то же совестно, а самой себе говорю иногда: «Опять на такси тратишься? На автобусе всего-то на 20 минут дольше». Но такое редко случается последнее время, я у мужа почти научилась к себе добрее относиться.

            Икру мы, конечно, не едим) И вообще живём относительно скромно — заработки-то небольшие. Просто любим импульсивно тратить на всякую ерунду, чтобы вот конкретно сейчас стало приятно, а не потом в будущем, когда накопим на крупную цель.

            Кстати, сегодня все комментарии на почту приходят какими-то иероглифами, прочитать можно, только уже пройдя по ссылке на сайт (на заметку)

        3. В твоем положении я бы только на такси и каталась, скажи критику, пусть отвалит года эдак на полтора) У меня ок с почтой. Может какой-то яндексовский глюк, мож рассосется.

  2. Хрена себе, как все подробно. Я думала, у меня слишком длинные списки, но я в лучшем случае продукты поделю на фрукты/овощи и все остальное, шмотки расписываю еще, остальное идет без уточнений, а уж записывать пакеты (коих дома тоже вагон) — для меня это за гранью)

    Интересно было понаблюдать за твоим списком, нашла 2 главных различия:
    1) у тебя почти нет расходов на транспорт — ты совсем им не пользуешься? У меня на него уходит порядка 2500 р./месяц (правда, часть мне возвращают на работе), а уж времени — совсем печально.
    2) деньги, которые ты тратишь в месяц на еду в целом, я трачу только на алкоголь XD Сейчас почувствовала себя пропойцей.

    1. Пакеты я не от занудства расписываю. Я ж отходы сортирую — чтобы уменьшить количество пластика стараюсь использовать свои кулечки, если есть чистые и хорошие, конечно. Ну и для меня это как такая неорганизованность — типа, забыла простейшую вещь, как можно что-то ответственное тогда выстраивать.
      1) Про транспорт: да, я ведь на дистанционке, выезжаю несколько раз в неделю на задания, но проезд у нас по 22 рубля + много хожу пешком, могу прикинуть в уме потраченное. А вот такси стараюсь фиксировать.
      2) Ниче тут не могу сказать, я практически не пью. Блин, надеюсь, что твои пять тысяч — это две годных бутылки по 2500, а не 50 по 100 рублей)

      1. 1) Не совсем поняла, как учет связан с сортировкой отходов — ты же про него и так помнишь, нет? Кстати, тут интересен опыт Руанды — у них вообще пластиковые пакеты запретили, даже если ты едешь как турист, отберут. В стране стало оооочень чище. У меня для продуктов есть несколько прочных холщовых — они красивые, но я использую и целлофан (в основном, для хранения — в том же холодильнике не всегда удобно использовать контейнеры).

        2) Ахахаха за кого ты меня принимаешь?)) мое любимое вино стоит 900 р. (вру, мое любимое вино стоит несчастные 9 евро, но его в этой стране не купить), если я иду к кому-нибудь в гости, что случается довольно часто, всегда прихватываю с собой бутылочку. Ну и плюс у меня свой небольшой домашний бар, я периодически пополняю коллекцию, возобновляю выпитое (в основном, это производные коктейлей).

        1. 1) Дык если я забываю кулек — его приходится покупать. Это лишняя трата и лишний пластик в доме в итоге. Я его записываю. Дело ведь не в том, сколько денег потрачено зря, а в том, что можно было их вообще на это не тратить) Кстати, хранить в кульках лучше, чем в специально купленных контейнерах. Кулечки из полиэтилена неплохо перерабатывают, а вот полипропилен,из которого сделаны контейнеры, у нас в регионе не принимают на переработку в принципе.