Оливер Сакс «Галлюцинации»: превращение в атеиста

С книгой Оливера Сакса «Галлюцинации» я закончила 2014 год и начала 2015. Строго говоря, не лучшее чтиво для тех, кто постоянно находится в движении и часто отрывается от чтения. Не смотря на то, что книга это не художественная – оценить переходы от публицистики к философии, а от философии к неврологии можно только в спокойной обстановке.

Оливер Сакс

Но вернемся к началу и познакомимся немного с автором. Оливер Сакс – это американский невролог английского происхождения. Том Шекспир, социолог и защитник прав людей с ограниченными возможностями, обыгрывая название книга Сакса «Человек, который принял жену за шляпу», назвал писателя «Человеком, который перепутал прием пациентов и литераторство». Впрочем, такая «раскрученность» ничуть не умаляет профессиональных достоинств доктора-писателя. Сакс практиковал в Бронксе, затем в медицинском колледже Альберта Эйнштейна, нью-йоркской медицинской школе, работал профессором неврологии и психиатрии в медицинском центре Колумбийского университета.

Книги Оливера Сакса

Книги Оливера Сакса – это рассказы о пациентах и истории самих пациентов, объединенные по определенному принципу. Предыдущая книга, с которой я начала свое знакомство с Оливером Саксом «Человек, который принял жену за шляпу», была посвящена различным агнозям или утратам, а также ощущениям, возникающим у людей в связи с этим. Причем речь идет не только о достаточно известных читателю утратах конечностей или зрения, но и о более сложных проблемах, когда человек действительно путает свою жену со шляпой или перестает отождествлять часть своего тела с собой. Сакс не понаслышке знает о таких явлениях – сам он всю жизнь страдает протоагнозией (утратой способности распознавать лица). Сейчас Сакс еще и слеп на правый глаз, однако продолжает практиковать и писать книги, вести блог.

Оливер Сакс Галлюцинации издания
Американское, немецкое, французское, испанское и японское издания книги Оливера Сакса «Галлюцинации»

Книга «Галлюцинации» тоже состоит из историй пациентов, а также включает большой блок воспоминаний и впечатлений самого Оливера Сакса, который в этой книге предстает эдаким бунтарем, рассказывая в разделе «Измененные состояния сознания» о своем опыте употребления наркотиков.

Книга посвящена именно тому, о чем заявлено в названии, и имеет, в первую очередь, важную просветительскую миссию. В сознании большинства людей галлюцинации ассоциируются с психическими заболеваниями и НЕ-нормой, а Оливер Сакс на множестве примеров доказывает обратное.

Вам кажется, что в кармане звонит телефон, вы достаете его, а там нет пропущенных – это была галлюцинация. Вам кажется, что прозвонил будильник. Вы встаете, а до звонка еще минут двадцать – привет, это тоже галлюцинация. Во время высокой температуры люди часто видят узоры, пелену, мелькающую пере глазами, могут чувствовать изменения в структуре тела (Сакс, например, приводит историю пациента, который чувствовал, что его тело распухает). Как вы уже могли догадаться – это тоже галлюцинации.

Не смотря на то, что в процессе чтения происходит некое «принятие» галлюцинаций и понимание, что даже во время серьезных «видений» люди спокойно могут к ним относиться и даже водить автомобиль и галлюцинировать одновременно, читать местами страшно. И вдвойне страшно от того, что переживание это не мистическое. Это страх перед потенциалом собственного мозга и сознания.

Но  обещала вам про атеизм, значит пора к делу переходить. Конечно, поколебать веру глубоко религиозного человека невозможно, однако тем, кто верует просто потому, что сталкивался с чем-то якобы паронормальным, Оливер Сакс пищу для размышлений дает.

Ощущение воспарения, выхода из тела и состояние общего блаженства являются галлюцинаторными сопутствующими проявлениями сонного паралича. Не стоит забывать, что галлюцинации могут быть не только зрительными, но и сенсорными, слуховыми, обонятельными и даже эмоциональными. Причиной «выхода из тела» также могут мигренозные боли или большая кровопотеря и, разумеется, клиническая смерть (примеры Сакса). Аналогичные переживания появились у пациентов-эпилептиков в 50-е годы, когда группа Уайлдера Пенфилда проводила операции по удалению эпилептических участков и попутно стимулировала отдельные зоны мозга.

Ощущение выхода из тела, чувство умиротворения, жизнь, проносящаяся перед глазами и некий барьер между жизнью и смертью – результат кислородного голодания мозга. Сам темный тоннель — результат нарушения кровоснабжения сетчатки.

Ощущение присутствия кого-то постороннего за спиной или сбоку объясняются активностью между левой височной и левой теменной областями (эти ощущения также удалось «простимулировать» во время нейрохирургических операций). Оно в норме проявляется в стрессовых ситуациях или при дискомфортном положении, когда за спиной  человека открытое «незащищенное» пространство, при тревожных состояниях, паркинсонизме, шизофрении. Причем ощущение это может быть как угрожающим, так и ожидаемым, приятным, ощущения могут перетекать одно в другое.

Это лишь несколько «шокирующих» развенчаний растиражированных и якобы мистических явлений. Помимо этого Сакс исследует само чувство религиозности и причины его появления, сонный паралич, галлюцинации перед сном и во врямя пробуждения, мигренозные ауры, делирий и галлюцинации во время сенсорной депривации. Объем привлеченного для создания 350-страничной книги материала огромен, он весь терпеливо разжеван и, хотя в некоторых местах недостаточно логично выстроен, неплохо усваивается. После чтения вы если и не начнете с видом эксперта комментировать, что и в какой зоне мозга находится и стимулируется, то точно легко найдете нужную страницу с описанием. Именно поэтому, кстати, я рекомендую приобретать книгу в бумажном варианте – это именно тот случай, когда сенсорная память сыграет добрую службу. Благо на сайте интернет-магазина «Лабиринт» она стоит всего 364 рубля (жмите, чтобы посмотреть описание книги на сайте).

И напоследок небольшой отрывок из книги, из раздела об эпилепсии. Оливер Сакс рассказывает о пациенте, который пережил две операции по удалению эпилептических очагов, однако галлюцинаторные проявления остались:

«Самым интригующим ощущением, которое возникло в начале 2000 года, стало ощущение, что я одновременно нахожусь в двух местах сразу. Я совершенно отчетливо понимал, что живу и дышу здесь и сейчас – в середине февраля 2000, — но умственно и физически я одновременно находился и в 1975 году. Это ощущение преследовало меня целый день.

К этим симптомам летом 2008 года прибавился еще один. Я начал слышать свои собственные глаза. Стоит мне отвести взгляд вправо или влево, как я немедленно слышу отрывистый звук, слово я повернулся на “бобовом пуфе”».

Мне нравится: 8

Рубрика: Людям о книгах » Публицистика

Тэги:  здоровье книги

Добавить комментарий

3 Комментарии “Оливер Сакс «Галлюцинации»: превращение в атеиста

  1. интересно, надо будет почитать. но есть такой момент. я не знаю, как преподают у них, но в русской/ постсоветской школе психиатрии принято разделять понятия иллюзии и галлюцинации. иллюзия — искаженное восприятие реально существующего явления (т.е. кусты пошелестели, а тебе показалось, что за тобой преступник гонится или ты в обои засмотрелся и «увидел» в их узорах и динозавра, и зайчика, и цветочек). иллюзии сто раз были у каждого и могут возникать у здоровых людей. а галлюцинации — это нарушение восприятия, при котором человек «видит-слышит-ощущает-унюхивает» НЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ объекты (т.е. проснулся он утром, а ему посреди комнаты Бог видится под ручку с Анджелиной Джоли),

    1. У точно не помню, но, кажется, у Сакса есть упоминание об иллюзиях. У него главным критерием отличия галлюцинация от всего остального становится невозможность их контролировать. Если пошуршавшие кусты и ощущение страха можно остановить, сказав себе «Узбагойся», то с галлюцинациями не прокатит)

  2. Вчера закончила читать книгу. Удивило то, что, оказывается, галлюцинации у шизофреников всегда связаны с бредом.
    Думала, просто голоса.