Крым наш? Черноморский район

С 18 по 22 апреля мне довелось побывать в Крыму. Свое знакомство с Тавридой я начала не со всем известных ялт, евпаторий и алушт, а посетила малознакомый большинству Черноморский район. Малознакомый, к слову, совершенно напрасно – чудесный климат, роза ветров, располагающая к кайтингу и виндсерфингу, длинные свободные песчаные пляжи, чистейшее море и целебные грязи просто обязаны полюбиться русскому туристу. Я обязательно расскажу обо всех тонкостях в статьях, которые запланировала для газеты в рамках проекта «Крым: география сотрудничества», а сегодня поведаю о том, чего в газете не выйдет – о том, как там в Крыму обстоят дела, такой ли Крым наш и как крымчане справляются с выпавшими на их долю испытаниями.

Вообще вопрос «Ну как там у вас дела?» был чертовски актуален на протяжении всего времени пресс-тура. Мы с коллегами из других местных СМИ побывали в Черноморском, Межводном, Оленевке и неизменно адресовали его новым знакомым, а они – нам. Крымчан преимущественно интересовал уровень зарплат. Услышав про средние по Тюмени 35 тысяч удивлялись и восторженно охали. Для местных сумма заоблачная, что, впрочем, не мудрено – в районе нет производств, и большинство жителей заняты либо в бюджетной сфере, либо и туризме. Либо и в том и в другом. В туризме работают преимущественно на себя. Другого выхода просто нет – местные местных на работу не берут. Воруют, говорят. Сразу несколько владельцев отелей и баз рассказывали о том, как повара и официанты берут все, что плохо лежит. Поэтому персонал приглашают преимущественно из Украины. Сейчас сделать это сложнее – приезжим приходится сдавать экзамен на знание русского языка (с которым проблем у них нет, а сдавать приходится) и заполнять кипу бумаг. Очевидно, будут брать и хорошо подготовленных русских, так что ребята, ищущие работу на лето, мотайте на ус.

Природа в Черноморском районе потрясающая: длинные песчаные пляжи соседствуют с обрывистыми скалистыми берегами, грязевыми озерами и степью.
Природа в Черноморском районе потрясающая: длинные песчаные пляжи соседствуют с обрывистыми скалистыми берегами, грязевыми озерами и степью.

О фактах воровства рассказывают без агрессии, тут же объясняя его сезонным характером работы. Каждый, мол, берет сколько может, ведь впереди больше девяти месяцев безденежья, а кормить нужно не только себя, но и всю семью.

Когда я размышляю о переходе в состав другого государства, я первым делом с ужасом думаю о том, сколько же документов придется переоформлять. Как выяснилось, крымчане с этим тоже порядком мучаются, но еще сильнее переживают из-за другого. Впервые со времени распада СССР они оказались в правовом поле. Можно долго говорить о том, так ли хорошо это правовое поле, и не слишком ли все у нас в стране забюрократизировано, но крымчан поражает именно сам факт наличия законов и того, что им желательно следовать. До этого Крым и Черноморский район жили иначе – при возникновении какой-то проблемы, достаточно было найти нужного человека и, задав ему вопрос «Сколько?», исправить ситуацию. Крымчане с удивлением рассказывают о том, как им приходится переоформляться, гостиницам проходить классификацию и платить налоги. Больше всего мне запомнился разговор, приключившийся в Оленевке. Двое наших собеседников с гордостью рассказывали о своих детях, которые учатся на Украине и том, как что те, мол, защищаться будут САМИ. Причем делать это будут едва ли не единственные из группы. Весьма неожиданный повод для гордости, я была глубоко удивлена.

Огромной темой для обсуждения стали русские туристы. С первого дня я только и слышала, что русские туристы очень разборчивы, что под них нужно перестраиваться, и никак не могла понять, что жители Черноморского района имеют в виду. Для понимания этого момента пришлось в той или иной степени  столкнуться с непередаваемым колоритом крымского отдыха. Например, есть такая штука как «кидалово» с жильем. Когда приезжаешь на один объект, а тебе любезно сообщают, что он весь сдан и предлагают разместиться вооон в тех хибарках за оградой. Считается, что украинский или белорусский турист согласятся и с этим вариантом, а вот русский турист на такое не клюнет. А еще того гляди и в Роспотребнадзор нажалуется. Еще одна проблема – это благоустройство номеров. Нет, практически во всех осмотренных нами помещениях (а мы побывали на 17 базах или около того) есть и холодильник, и душ, и телевизор, в общем, все как у людей. Дело несколько тоньше. Например, ряд предпринимателей не умеют делать вентиляцию. Что не удивительно, строятся тут самостоятельно, к помощи дизайнеров и проектировщиков прибегают единицы. Вентиляцию заменяет прикрытая сеточкой дырочка в стене ванной. Летом, возможно, это и не кажется проблемой, но мы прибыли в Крым в конце апреля в самый разгар какого-то циклона. 4-7 градусов тепла ощущались в номерах во всей полноте. Центральное отопление в помещения заводят крайне редко, плюс дырки в стенах теплу не способствуют. Причем, сами понимаете, даже включенный на +30 градусов кондиционер с такой проблемой не справляется, создавая лишь легкий теплый сквознячок, но не более того. Мы спали под двумя одеялами и в одежде. С наличием телевизора тоже не всегда все гладко. На одной из баз Черноморского он вроде бы имелся, да только все каналы показывали отвратительно. Возникали проблемы и с вай-фаем. Там же в Черноморском он имелся только на первом этаже и все равно категорически не ловил, видимо, не был оплачен. Холодильники в деле проверить не удалось, но в общем и цело переживания принимающей стороны были понятны. Оказывается, русскому туристу важны не только наличие всех удобств, но и их работоспособность.

Есть в Черноморском районе и весьма живописные места для размещения. Вот одна из приглянувшихся мне баз.
Есть в Черноморском районе и весьма живописные места для размещения. Вот одна из приглянувшихся мне баз.

Об осуществленных Тюменской областью, чьим подшефным является Черноморский район, преобразованиях жители говорят с удовольствием. Каждый, с кем мы прошли или проехали мимо отремонтированных школ не преминул с гордостью на это указать. А мы искренне посмеялись, потому что тюменский стиль в том же Черномроском виден за версту – школу подновили очень по-нашему, обшив разноцветным сайдингом.

Вообще, Черноморский район – непаханное поле. Здесь, да и во всем Крыму, пожалуй, долгие годы доили лишь одну туристическую корову, а все остальное постепенно деградировало. Здесь практически не строят, не производят и продают услуги только туристам, но практически ничего не предлагают населению. Как говорится, заходи и зарабатывай. Руководство района любые денежные вливания в инфраструктуру поддерживает.

До последнего дня я гадала, откуда же жители Черноморского района черпают оптимизм, почему так легко переносят все перипетии, связанные с адаптацией в новом государстве. Вопреки распространенному мнению, дело не в патриотизме. Точнее, не только в нем. Многие из собеседников неоднократно повторяли — отдых не имеет национальности. Привыкшие к разным сезонам и разным туристам крымчане так же отнеслись и к политическим переменам. Как бы ни складывалась жизнь, они продолжают делать свое дело — размещать, развлекать и по возможности оздоравливать и радовать людей. Откуда бы эти люди ни ехали.

Мне нравится: 15

Рубрика: Блог » Путешествия » Крым

Тэги:  путешествия

Добавить комментарий